Властью Серого Черепа (philip_marlow) wrote,
Властью Серого Черепа
philip_marlow

Алмазы ночи / Démanty noci, 1964



Двое выпрыгивают с поезда. Вслед несется лай собак, автоматные очереди. Надо бежать изо всех сил. Везли их в лагерь, на верную смерть. Но и здесь не спастись. Кругом Германия, языка они не знают. Любой встречный враг. Будь то крестьянин с женой или старички с ружьями, которые в отсутствии молодых (все ушли на фронт) развлекаются охотой на человека. Есть нечего, холодно, ноги стерты в кровь. Сознание главного героя путается. Вот он опять в Праге, смеется с девушкой, гуляет с приятелем, светит солнце, вокруг каменные дома. Чуть пройдешь, приятель все так же рядом, но вокруг ели, на изорванную рубашку льется дождь. Уже и в настоящем не уверен. Убил ли ту немку, которая дала им хлеб и молоко? Расстреляли ли его и приятеля те старички?



Про войну обычно снимают со стороны. Да поярче, чтобы зритель ужаснулся или, наоборот, насладился зрелищем. Ян Немец уникальный случай - снято так, чтобы зритель сам почувствовал себя на войне. И не улыбчивым победителем. А вот так, в бегах, из последних сил. Нужно быть мужественным человеком, чтобы так снять. Это же не по правилам - значит зрителей может не быть. Нет внятного нарратива. Смешалось прошлое, настоящее и фантазии героя до степени неразделения. Кто такое будет смотреть. Товарищи из партии точно будут недовольны. Так и вышло. Государственная машина выдавила его из Чехии. В Европе он не прижился, в Америке снимал свадебное видео. Умер недавно, в 2016 году 18 марта. Я у него больше ничего не смотрел. Похоже то, что он успел сделать в Чехии, лучшее.
Фильм снят по прозе Арношта Лустига. Он был в Аушвице, в Бухенвальде. Бежал с поезда, который вез в Дахау, для окончательного решения. Три раза его ловили. В третий раз не помнит как остался жив. Что было после того как его поймали. Считал эту экранизацию лучшей.

Герой молод, практически подросток. И в таких условиях мечтает о женщинах.




Немцы тоже люди. Кто-то накормит. Кто-то обожает охоту и manhunt самая интересная.




Пост написан в рамках рулетки по чехословацкой новой волне - http://altereos.livejournal.com/167071.html.
Мне сложно говорить о чехословацкой новой волне как едином явлении. Но трех режиссеров я люблю и смотрю регулярно. Первым мне попался Менцель. Вот, мне кажется, режиссер для всех. Как у нас Рязанов или Гайдай. Умеет красиво подать, удачно пошутить. И всегда там, за красивым фасадом, есть смысл. Потом был Влачил. Более элитный, рафинированный, с идеальной картинкой. Иногда слишком рафинированный на мой вкус. Но когда мы совпадаем, его фильмы мне кажутся гениальными. Третьим был Кахиня. Мне его посоветовал maxandmum. Он наименее очевидный из всех. Про пролетариат снимал. Людей, которые плохо одеваются, курят дешевые сигареты, любят выпить лишнего. Неприятные персонажи, но такие узнаваемые и родные) Редко кто может разглядеть в них людей. Спасибо Кахине за это.
Ян Немец вряд ли станет моим любимым режиссером. Будет неплохо, если я освою еще два фильма его чешского периода. "Алмазы ночи" похожи темой и подачей немного на "Иваново детство". И сильно, структурой на "Зеркало" Тарковского. Такое кино способно проникать под кожу, быть любимым. Его невозможно снимать потоком, конвейером. Поэтому оно редко встречается. Какие-то особые условия нужны, чтобы появился человек который так мыслит и организация готовая вложиться в него деньгами. То есть СССР и ЧССР)
Tags: 1964, Ян Немец
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments